Инклюзивная культура - это часть общей образовательной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии
целом, уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и организаций образования, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса.
организациях образования основной целью воспитательной работы должно быть формирование общей (в т.ч. инклюзивной культуры) обучающихся, создание воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции, нравственной и психологической зрелости обучающихся, построение модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую особые условия для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности.
Главной целью педагога, классного руководителя, других специалистов организаций образования является помощь детям с ООП - это охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную среду и общество сверстников. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе.
Также необходимо сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса; совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию и социализации учащихся
обществе; предоставить условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Формирование инклюзивной культуры образовательной организации - основополагающий и достаточно сложный и противоречивый процесс по формированию принятия идеологии и ценностей инклюзии, понимания преимуществ инклюзивного подхода в образовании, разделения ценностей инклюзивной школы не только среди школьных администраторов, но, главным образом, среди педагогов, учащихся и родителей - всех участников школьного и дошкольного сообществ.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры в образовательных организациях - это
Готовность и способность сотрудников образовательной организации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями:
- принятие принципов и ценностей инклюзивного образования;
- проведение для педагогов тренингов по инклюзивной практике;
сотрудничество и кооперация: командное взаимодействие участников инклюзивного образования;
организация системы оказания консультативной помощи специалистам организации образования, и, прежде всего, не имеющим специального образования;
систематическое повышение квалификации специалистов инклюзивного образования.
Готовность и способность учащихся к совместному обучению и взаимодействию в условиях инклюзивного образования:
проведение для воспитанников системы тренингов и занятий по формированию толерантности к лицам с особыми образовательными потребностями – использование активных форм работы по формированию у нормально развивающихся воспитанников терпимости, сочувствия к детям с особыми образовательными потребностями, развитию эмпатии, идентификации обычных воспитанников себя со сверстниками с особенностями развития;
проведение тренингов межличностного взаимодействия по гармонизации взаимоотношений в детском коллективе, включению детей с особыми образовательными потребностями в коллектив, обучению учащихся конструктивным формам взаимодействия;
включение учащихся с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательный процесс, что достигается путем создания педагогом необходимых условий для активного участия ребенка с особыми образовательными потребностями, организации атмосферы сотрудничества.
Организация взаимодействия с родителями:
информирование родителей об особенностях инклюзивного образования, принятие ими инклюзивных ценностей;
сотрудничество семьи и образовательной организации – обеспечение активного участия родителей ребенка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе;
взаимодействие семей-участников инклюзивного процесса (организация совместной деятельности, активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях семей детей с особыми образовательными потребностями и семей нормально развивающихся детей).
Инклюзивную культуру можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, результат реализации инклюзивной политики и практики, но и как основу изменения всего общества в целом.